Онлайн-журнал про ткани и одежду

Кто и как создает одежду для кино. Интересные детали

Какую роль в нашей жизни играет одежда? Наверняка она отражает характер, настроение и какие-то другие аспекты нашей жизни. Как известно — встречают по одежке, а провожают по уму. Эта фраза приобретает особое значение, если это наряд киногероя. Почему сценический костюм так важен для актера и кто вообще создает его образ в кино?

Что представляет собой сценический костюм и почему он важен для актера

Одежда актера для фильма — это составная часть его образа, помогающая перевоплощению, средство художественного воздействия. Она демонстрирует внешние признаки персонажа, характеризует его. Ее можно назвать второй кожей. Задача художника по костюмам — а именно так называют тех, кто создает одежду «киношных» героев, — сшить ее так, чтобы она не только не мешала, но в ней хотелось воплощать определенный образ на экране.

Неверно считать, что сценический костюм — это только одежда. В это понятие входят еще и прическа, грим и различные аксессуары — зонты, сумки, украшения и т. д.

Наряд героя с первых минут фильма должен многое сказать и о нем самом и об эпохе, в которой происходит действие. Одежда и правильно подобранные аксессуары должны создавать достоверные образы героев, раскрывать их внутренний мир, а также соответствовать стилю картины. Плохо сшитый костюм способен «уничтожить» актера, хороший — «поднять», указать на основные черты личности персонажа, помочь лучше вжиться в роль.

Известный кинорежиссер Клод Отан-Лара утверждал, что костюмы в кино должны создаваться для того, чтобы одевать характеры. Он считал, что сценическая одежда — одна из главных составляющих фильма не только с точки зрения истории, но и психологии.

Помимо выражения психологических характеристик, костюм демонстрирует социальный статус героя. По нему можно безошибочно распознать, богат персонаж или беден, военный это, дворянин и т. д. Кроме того, специально сшитый наряд может изменить и фигуру актера — это достигается за счет особого кроя. Это необходимо при создании костюмов для характерных ролей, а также для персонажей, живущих в определенную эпоху.

Иногда костюм актера становится самостоятельным символом. В нем видят уже не просто предмет гардероба, а воспринимают как своеобразную демонстрацию замысла режиссера. Он приобретает значение своего рода метафоры.

Примером такого образа может служить наряд Чарли Чаплина. Котелок, тросточка — говорят об успехе, а мешковатый сюртук и штаны не по размеру — вызывают разочарование, словно говоря, что жизнь не удалась. Все вместе создает убедительный и незабываемый образ, символизирующий так называемого маленького человека.

Чарли Чаплин.

Как создают костюмы для актеров

Еще во время подготовки к съемкам рисуются эскизы сценических нарядов, в работе художник руководствуется идеей, лежащей в основе драматургии, режиссерского замысла, отталкивается от стилистики будущего фильма и характера героев. Подбирается тип ткани, фасон, цвет одежды, благодаря чему образ героя раскрывается, становится более «объемным» или, наоборот, «невидимым».

Если нужно создать образ персонажа исторического или фильма в жанре фэнтези, художник ориентируется на стиль определенной эпохи или проявляет фантазию. При продумывании современного наряда, казалось бы, помощь специалиста не требуется. Но это не так. Даже если костюм героя выглядит как обычный, это не значит, что он является повседневным элементом гардероба — «киношные» наряды шьются специально или берутся напрокат.

Когда одежда для съемок приобретается в магазине, выбираются вещи неузнаваемых брендов, если только марка предметов гардероба не призвана подчеркнуть статус героя.

Иногда в процессе фильма необходимо показать, как одна и та же одежда меняется с течением времени. Для этого шьется несколько копий костюмов, некоторые из которых искусственно состаривают. Например, для главной героини киноленты «Унесенные ветром» было изготовлено 27 копий одного и того же наряда, которые отличались лишь степенью износа.

Ретт Батлер и Скарлетт.

Дизайнер фильма «Семь» приобретал одежду для героев в секонд-хенде или шил, а затем искусственно делал ее «сильно изношенной». Для этого на костюмах ломались пуговицы, предметы гардероба «выпекались» в духовке, перекрашивались и неоднократно стирались. В результате недавно купленная вещь выглядела так, как будто носилась уже очень давно.

Костюмы фильма «Семь».

Кто одевает актеров: известные художники по костюмам

«Оскар», бесспорно, можно назвать высочайшей наградой в мире кино. В XXI веке 19 фильмов удостоились премии за лучший дизайн костюмов. Особого признания кинокритиков и судей заслуживают с точностью воссозданные исторические наряды. Порой сама картина, получившая награду за лучшие сценические образы, оказывается ничем не примечательной, но бывают и исключения, когда фильм получает премии в разных номинациях. Так кто же они — лучшие из лучших, мастера своего дела, художники по костюмам, получившие мировое признание?

Обладателем «костюмной» статуэтки стала картина «Фантастические твари и где они обитают». Центральным элементом гардероба, созданным Коллин Этвуд, стало пальто героя Ньюта Саламандера. Оно имеет необычный так называемый бензиновый цвет, а изготовлено в количестве 12 экземпляров.

«Фантастические твари и где они обитают».

В «копилке» дизайнера Коллин Этвуд такие фильмы, как «Алиса в стране чудес», «Мемуары гейши» (также обладатели «костюмных» статуэток), «Молчание ягнят», «Сонная лощина». За свою карьеру дизайнер 10 раз номинировалась и три раза награда «нашла свою героиню».

В полном соответствии с жанровой направленностью фильма «Отель «Гранд Будапешт», а именно, иронично-утопической, были созданы наряды и его персонажей. Милена Канонеро выбрала для них радужные, поистине «сказочные» цвета — фиолетовый, красный, розовый, золотой. Основным материалом костюмов стал фетр.

«Отель «Гранд Будапешт».

Отмечен статуэткой и еще один фильм, для которого Милена Канонеро придумала наряды, — «Мария-Антуанетта». Костюмы не претендуют на историческую точность, хотя художником сохранен исходный крой одежды той эпохи. В целом стиль нарядов можно назвать «торжеством рококо».

«Мария-Антуанетта».

Получила статуэтку и, без сомнения, оригинальная картина «Великий Гэтсби». Его художник по костюмам — Кэтрин Мартин, а в создании одежды для фильма принимали участие такие «гиганты» как Prada, Tiffany & Ко и Brooks Brothers. Вполне закономерно, что ажиотаж вокруг нарядов героев картины возник задолго до ее выхода.

«Великий Гэтсби».

Для создания роскошных костюмов фильма «Золотой век», художник Александра Бирн задействовала целый производственный отдел. Разрабатывая эскизы, дизайнер в большей степени руководствовалась не портретными нарядами королевы Елизаветы. Она создавала образ для актрисы, играющей главную роль — Кейт Бланшетт, «прислушиваясь» к собственной интуиции. Вся история так называемого золотого века была воссоздана при помощи цвета.

«Золотой век».

Перечисляя получивших мировое признание «костюмных дел мастеров», хочется упомянуть Пэт Филд, художника, создавшего наряды для сериала и фильма «Секс в большом городе». Именно она «ответственна» за образы четырех подруг — героинь фильма, в том числе «произведение» Пэт — свадебное платье Кэрри якобы от Vivienne Westwood.

Свадебное платье Кэрри от Vivienne Westwood.

Сейчас ей 72 года, а в 2013 по версии журнала Time Out она была признана самой стильной жительницей Нью-Йорка.

Обсуждение и комментирование темы

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *